Цели уроков: характеристика основных тенденций
развития русской культуры XVIII в.; знакомство учащихся с лучшими
достижениями русской культуры XVIII в.; сравнительная характеристика быта
русских людей в XVIII в. с бытом XVII в.
Основные даты и события
1701 г. — открытие Навигацкой
школы.
1702 г. — открытие первого
публичного театра в Москве.
1702 г. — начало издания
официальной печатной газеты «Ведомости».
1708 г. — начало выпуска массовых
ежегодных календарей.
1708—1710 гг. — введение
гражданской азбуки.
1714 г. — открытие цифирных
школ.
1725 г. — основание в Петербурге
Академии наук.
1755 г. — основание Московского
университета.
1757 г. — открытие Академии
художеств.
1782—1786 гг. — школьная
реформа.
Термины и понятия
уроков
Классицизм (от
лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе
и искусстве XVII — начала XIX в., обратившиеся к античному наследию
как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во
Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением. Основываясь
на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности
мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного
содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой
организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Кунсткамера (от
нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей) — в прошлом
название различных исторических, художественных, естественно-научных и других
коллекций редкостей и места их хранения.
Метеорология (от
греч. metéora — атмосферные явления и logos — слово,
учение) — наука о земной атмосфере и происходящих в ней процессах.
Основной раздел метеорологии — физика атмосферы.
Нация (от лат. natio —
племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в процессе
формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка,
этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен
и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и
включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной
структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к
определенному государству.
Реализм — понятие,
характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная
специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность,
глубина и полнота ее художественного познания.
Сентиментализм (от франц. sentiment —
чувство) — течение в европейской и американской литературе и искусстве
второй половины XVIII — начала XIX в. Отталкиваясь от
просветительского рационализма, объявил доминантой человеческой природы не
разум, а чувство и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и
совершенствовании «естественных» чувств. Вершина сентиментализма в
России — повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
Цифирные школы (арифметические
школы) — в 1714—1744 гг. в России государственные начальные общеобразовательные
школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Обучали грамоте, письму,
арифметике с началами геометрии. Преобразованы в гарнизонные, архиерейские и
горнозаводские школы.
Персоналии: В. И. Баженов,
И. И. Бецкой, И. Н. Болтин, В. Л. Боровиковский,
М. Г. Земцов, М. Ф. Казаков, Н. М. Карамзин,
Дж. Кваренги, Ж.-Б. Леблон, Д. Г. Левицкий,
А. Н. Радищев, Б. К. Растрелли, В. В. Растрелли,
Ф. С. Рокотов, В. М. Севергин, А. П. Сумароков,
Д. Трезини, Э.-М. Фальконе, Д. И. Фонвизин,
М. М. Щербатов.
Культура
Нового времени формируется в России на протяжении всего XVIII в. Светский
характер, демократизм, внимание к личности человека отличают культуру
изучаемого периода от культуры предшествующей эпохи. В XVIII в.
ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики
страны. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям,
собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление
знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.
Развитие культуры в XVIII в. во многом определялось просветительской
философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к
человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость
регламентировать жизнь каждого общественного слоя.
Темы докладов в начале инициалы ребят-
С.Л. 1. Европейское
Просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины
XVIII в. Российские просветители.
Р.Н. 2. Значение Москвы в культурном
развитии России XVIII в.
В.К. 3. Развитие научных знаний в
России в XVIII в.
А.С. 4. Возникновение музейного дела в
России.
А.А. 5. Географические экспедиции
Петровской эпохи.
К.М 6. Русская живопись второй половины
XVIII в.
З.К.7. Изменения в быту дворян в
XVIII в.
А.Л. 8. Быт русских крестьян
XVIII в.
С.А. 9. Развитие русской архитектуры в
XVIII в.
Заполнить сравнительную таблицу изменений,
произошедших в русской культуре по сравнению с XVII в.
Вопросы для сравнения
|
XVII в.
|
Первая половина XVIII в.
|
Вторая половина XVIII в.
|
Грамотность, образование
|
Издание букварей.
Открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии — первого
высшего образовательного учреждения светского характера.
Выпуск рукописной газеты «Куранты»
|
|
|
Литература
|
Сказания, сатирические повести.
Первая придворная лирика — силлабическая поэзия.
Появление стихов
|
|
|
Архитектура
|
Шатровый стиль.
Барокко
|
|
|
Живопись
|
Начало обмирщения живописи, изображение
повседневности, человеческого тела
|
|
|
Скульптура
|
Расцвет русской деревянной скульптуры
|
|
|
Театр
|
Скоморохи, медвежий цирк.
«Комедийная хоромина»
|
|
|
Наука
|
В конце века — первые географические
путешествия и открытия. В России узнали о гелиоцентрической системе
Н. Коперника
|
|
|
вывод
Темы для дискуссии
У.С. Сравнительная
характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в.
Домашнее задание: § 53—54,
ответить на вопросы после параграфа, подготовиться к повторительно-обобщающему
уроку